14.11.2014

Завершаются съемки фильма о Стефане Великопермском

Слово и песок

Завершаются съемки фильма о Стефане Великопермском

Владислав Гордеев

В арт-студии «Диво» 12 ноября прошла необычная пресс-конференция по поводу завершения съемок документального фильма «Стефан Великопермский. Несущий Слово», премьера которого ожидается в декабре этого года. Режиссер Сергей Лепихин, продюсер Владимир Соколов и автор сценария Сергей Тупицын рассказали о работе над фильмом про самого известного пермского крестителя. А художница Елена Полторацкая провела для журналистов мастер-класс песочной анимации.

Арт-студию «Диво» сразу и не найдешь. В длинном списке различных «ООО» офисного центра она в самом низу – на цокольном этаже. Дверь нараспашку – в маленькой комнатке не хватает стульев, кто-то просит принести еще несколько. Чувствуется рабочая атмосфера, и правда – в дальнем углу стоит широкий стол с подсвеченной стеклянной поверхностью, на котором девушка песком рисует храм в туманной дали. Стоящий рядом человек в раздумье качает головой: немного не то, что нужно, - и тонкая рука девушки стирает рисунок навсегда. Этот человек – режиссер картины Сергей Лепихин, а девушка – художница по песку Елена Полторацкая, и сейчас они обсуждают идеи завершающих кадров, которые будут выполнены в технике песочной анимации.

Журналисты рассаживаются, и работа над фильмом перетекает в пресс-конференцию. По словам продюсера – директора киностудии «Новый курс» Владимира Соколова, личность Стефана Великопермского заинтересовала его своей неоднозначностью: с одной стороны, именем этого святителя названы иконы и часовни в Пермском крае, с другой – сам Стефан на пермской земле никогда не был. Кроме того, великий проповедник, несущий Слово, создатель азбуки для народов коми, внедрял православие в жизнь местного населения не самыми гуманными методами: срубил священную березу, жег языческих идолов. «Мы хотели взглянуть на деятельность Стефана Пермского с двух точек зрения – мирской и религиозной, и увидеть, насколько эта фигура драматична для современного зрителя», - рассказывает Владимир Соколов. Именно поэтому у фильма было два консультанта: церковь представлял отец Алексей Марченко, богослов и ученый, а светскую сторону – профессор Георгий Чагин.

Сергей Тупицын рассказывает: «Основной сложностью при написании сценария было отделить мифы от реальности». Даже богословы признают, что чудеса Стефана имели отпечаток истовости, фанатизма. Один из эпизодов, отмеченных сценаристом – о том, как Стефан повел в огонь главного языческого шамана: «Если твой бог сильнее моего, то пойдем вместе». Шаман испугался, а Стефан нет. «Самое главное чудо, – говорит Сергей Анатольевич – это сила Слова. Стефан Пермский шел по диким, опасным краям без оружия, без охраны, только с посохом и книгой».

Режиссер картины Сергей Лепихин рассказал, что картина снималась в Пермском крае – в Гайнах, Чердыни, а также в местах, где по преданию родился Стефан – в Великом Устюге и Вычегорске. Сергей Михайлович объяснил и свой выбор техники песочной анимации для создания образной атмосферы фильма: «Время бежит, как песок, и оседает в образах истории. Сейчас это уже стало общим местом – рисующая в кадре рука. Но мы сделаем из песка настоящую покадровую анимацию, с помощью сложного монтажа. Рук художника в кадре не будет».

После вступительного слова создатели фильма ответили на вопросы журналистов. По словам Владимира Соколова, главная сложность в создании картины – собрать все эти разнородные жанры (песочная анимация, документальная и игровая съемка) в стилистическое целое.

Хронометраж картины, по словам её создателей, будет небольшой, минут 30-40 – во-первых, чтобы подстроиться под телевизионный формат, во-вторых, динамика поможет избежать «занудства и тягомотины в кадре».

Глядя на этих умных, открытых и профессиональных людей, можно не сомневаться – киностудия «Новый курс» уверена в том, что делает. Картина про Стефана Великопермского, конечно, создается не ради денег. Когда фильм будет готов, его планируется использовать с просветительской целью, в том числе он будет рекомендован школам и вузам как пособие по изучению истории края.